Продолжить просмотр объявления "Старинный евхаристический потир с накладной рубашкой. 1787 г"?
Продолжить просмотр
У вас есть что-то, что вам не нужно? Разместите объявление совершенно бесплатно!
Leboard.ruВыбор пользователей Яндекс– Выбор пользователей по данным Яндексаi Знак “Выбор пользователей” получают сайты с высокой степенью вовлечённости и лояльности пользователей по данным Яндекса
open chatПодать объявлениевверх

Старинный евхаристический потир с накладной рубашкой. 1787 г

договорная цена
Запросить фото Ошибка! Обновите страницу.
Старинный евхаристический потир с накладной серебряной ажурной «сорочкой». Мастер серебряных дел Федор Петров. Российская империя, г. Москва, 1787 год.
Искусствоведческое атрибуционное заключение
На визуальное искусствоведческое исследование представлен:
Потир для причастия из серебра с позолотой и гравированными изображениями культового содержания. Золоченая серебряная чаша потира поверх своего корпуса обрамлена накладной серебряной ажурной «сорочкой» с кресчатым орнаментом и 4-мя отверстиями под медальоны; «сорочка» имеет в верхней части волнистый край с визуальной бахромой, в нижней части в основании чаши завершается круговым фризом с крестообразным орнаментом. С внешней стороны чаши потира, под слегка отогнутым наружу венчиком, имеется круговая резная литургическая надпись «Тело Христово приимите + Источника безсмертнаго вкусите +».
Тулово чаши потира украшено овальными позолоченными медальонами с резным изображением трех фигурного Деисуса и Голгофского креста в узких серебряного цвета оправах: в центре - Спаситель в иконографии «Иисус, благословляющий с державой в левой руке», справа и слева – Богоматерь и Иоанн Креститель в традиционной позе молитвенного заступничества, сзади - Голгофский крест с орудиями Страстей Христовых.
Позолоченный гладкий фигурный стоян (ножка) в центре имеет утолщение в виде «яблока»; нижнее основание (подставка) с выступающим пластинчатым поддоном с круговым декором «косичка». Основание круглое, высокое, выпуклое с богатым выколоченным узором в виде вазонов с цветами, цветов с листьями, цветочными гирляндами, драпировками с цветами, между которыми имеются четыре круглых гравированных медальона на тему «орудия Страстей Господних» (Святой Крест, увитый терновым венком, колонна бичевания с сидящим наверху петухом, копьё Лонгина, копье с губкой с уксусом, бич/плеть, меч, лестница).
Для хранения потира имеется деревянная коробка с латунным запором и ложементом из фиолетовой бархатной ткани (современная работа).
Клейма: проставлены на всех деталях предмета (на тулове под венчиком, «сорочке», «яблоке» стояна, поддоне основания) в щитках разной формы - с инициалами неизвестных альдерманов «А.О. В» (период работы 1777-1789) и «К С.П», инициалы московского пробирного мастера «А.Т» (Андрей Титов, 1786-1798) с годом «1787», инициалы «Ѳ.П.» мастера-изготовителя потира (Федор Петров, период работы, 1760-1789/начало 1790-х), оттиск - городской герб Москвы в виде Георгия Победоносца на коне, поражающим дракона. Остальные несколько клейм, в т.ч. мастера-изготовителя ажурной «сорочки» частично затерты и точно не прочитываются.
Материалы, техническое исполнение: серебро, позолота; литье, выколотка, резьба штихелем, чеканка, ручная гравировка штихелем, канфарение, доводка. Общая сборка.
Размеры:
Высота – 24 см;
Диаметр чаши – 14 см;
Диаметр основания – 10,5 см.
Вес – 450 граммов.
Российская империя, г. Москва, мастер серебряных дел Федор Петров, 1787 год.
Представленный на визуальную искусствоведческую атрибуцию потир для причастия, выполненный из серебра 84 пробы в классических ювелирных техниках (выколотка, ажурное литье, чеканка, резьба и гравировка), является для современного российского антикварного рынка редким и очень красивым по своему художественному решению культовым предметом. На корпусе чаши и на подставке позолоченный серебряный потир украшен медальонами с резными изображениями (по типу эмалевых дробниц) овальной и круглых форм, имеющими христианскую (православную) символику.
Церковные потиры со времени принятия христианства на Руси в большинстве случаев сохраняли форму чаши на высокой ножке-стояне с подставкой-основанием. Утолщение в виде «яблока» на стояне позволяло священнику удерживать потир одной рукой, а другой раздавать Святые Дары с помощью лжицы. Московские потиры из серебра во втор. пол. XVIII – нач. XIX в. по форме делались как питейные кубки и нередко закрывались сверху серебряной крышкой. В разные исторические периоды менялось лишь пропорциональное соотношение частей и художественный облик потиров, которые делались из дерева, драгоценных и простых металлов, стекла, камня и экзотических материалов в виде скорлупы кокоса («натуралии»). Ранние по происхождению потиры имели на внешней стороне чаши изображение Деисуса, на венце помещалась литургическая надпись «Пийте от нея вси». С XVII в. на потирах можно видеть изображение Страстей Христовых.
Потиры в виде кубка с круглым нижним основанием и поддоном, ножкой-стояном с «яблоком» в центре являются традиционной формой культовых литургических вещей Нового времени и несут в себе символику, отражающую вероучение Христианской Церкви. В частности, нижняя и верхняя половины потира (подставка-основание и собственно чаша) напоминают о Божественной и Человеческой природе Господа Иисуса Христа, а также о единстве Небесной и земной Церкви.
Сравнительный искусствоведческий анализ внешнего вида и художественного исполнения рассматриваемого предмета, материалов и техник его изготовления, стилевой характер выколоченного растительного декора и литой ажурной рубашки, говорят о екатерининском периоде русского классицизма втор. пол. XVIII в. Расшифровка проставленных на нем пробирных клейм позволяет датировать потир - 1787 годом, местом изготовления является Москва. Изготовлен литургический предмет мастером серебряных дел Федором Петровым (мастерская серебряных дел Ф. Петрова), работавшим согласно научным искусствоведческим данным в период с 1760 по 1789 (начало 1890-х гг.) год. Интересной особенностью потира является тот факт, что на основании клейм проставленных на всех деталях предмета видно, что его изготовлением занимались два мастера-серебрянника: позолоченный серебряный потир с резными изображениями в медальонах делал один мастер, в частности Федор Петров, а серебряную накладную ажурную «сорочку»-кожух с кресчатым орнаментом и 4-мя отверстиями под медальоны делал другой мастер, клейма которого затерты и не читаются.
Потир выполнен на высоком художественно-техническом уровне, соответствующим времени своего производства, имеет богатый и торжественный внешний вид за счет сочетания позолоченной и серебристой поверхности корпуса чаши, рубашки и основания (подставки), на последнем помимо медальонов с резными культовыми изображениями имеется выколоченный растительный декор, среди которого вазоны с цветами и драпировки с цветами. Потир из позолоченного серебра в серебряной рубашке, украшенный сюжетными медальонами-дробницами олицетворяет философско-религиозный и эстетический канон литургического предмета, показывая через резные иконографические изображения его духовно-культовую значимость, а посредством богатого внешнего декора – овеществленную божественную красоту, что делает его идеальным примером вещи христианского благочестия и Евхаристии (Таинство Причастия).
Типологически близкие по художественному решению позолоченные серебряные потиры с резными и гравированными культовыми изображениями, либо с дробницами живописной эмали XVIII в. хранятся в разных музейных собраниях страны (напр., Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже, Музеях Кремля, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративного искусства и др.).
Рассматриваемый потир по своему внешнему виду, размерам, материалам и техническим приемам изготовления не уступает предметам музейного хранения и обладает статусом музейного предмета.
Имеет антикварное значение. Представляет историко-культурное, художественное, коллекционное и бытовое значение как характерный образец ювелирного искусства Москвы культового характера последней четверти XVIII века.
Местоположение
Санкт-Петербург, Россия
Показать на карте
Более месяца назад, 26 просмотров Пожаловаться